Международный военный трибунал в Нюрнберге
Международный военный трибунал в Нюрнберге стал первым в истории опытом осуждения преступлений государственного масштаба — правящего режима, его карательных институтов, высших политических и военных деятелей. С тех пор прошло 70 лет.
8 августа 1945 г., через три месяца после Победы над фашистской Германией, правительства СССР, США, Великобритании и Франции заключили соглашение об организации суда над главными военными преступниками. Соглашение о создании Международного военного трибунала и его устава были выработаны СССР, США, Великобританией и Францией в ходе лондонской конференции, проходившей с 26 июня по 8 августа 1945 года. Совместно разработанный документ отразил согласованную позицию всех 23 стран-участниц конференции, принципы устава утверждены Генеральной Ассамблеей ООН как общепризнанные в борьбе с преступлениями против человечества. 29 августа ещё до суда опубликован первый список главных военных преступников, состоящий из 24 нацистских политиков, военных, идеологов фашизма.
Это решение вызвало одобрительный отклик во всем мире: надо было дать суровый урок авторам и исполнителям людоедских планов мирового господства, массового террора и убийств, зловещих идей расового превосходства, геноцида, чудовищных разрушений, ограбления огромных территорий. В дальнейшем к соглашению официально присоединились еще 19 государств, и Трибунал стал с полным правом называться Судом народов.
Требование о создании Международного военного трибунала содержалось в заявлении Советского правительства от 14 октября 1942 г. «Об ответственности гитлеровских захватчиков и их сообщников за злодеяния, совершаемые ими в оккупированных странах Европы».
Нюрнбергский процесс — международный судебный процесс над бывшими руководителями гитлеровской Германии. Проходил с 10 часов утра 20 ноября 1945 по 1 октября 1946 года в Международном военном трибунале в Нюрнберге (Германия).
Процесс начался 20 ноября 1945 г. и продолжался почти 11 месяцев. Перед Трибуналом предстали 24 военных преступника, входивших в высшее руководство фашистской Германии. Такого в истории еще не было. Также впервые был рассмотрен вопрос о признании преступными ряда политических и государственных институтов — руководящего состава фашистской партии НСДАП, штурмовых (СА) и охранных (СС) ее отрядов, службы безопасности (СД), тайной государственной полиции (гестапо), правительственного кабинета, Верховного командования и Генерального штаба.
Развязывание Германией агрессивной войны, применяемый как государственная идеология геноцид, разработанная и поставленная на поток технология массового уничтожения людей на «фабриках смерти», бесчеловечное отношение к военнопленным и их убийство, стали широко известными мировой общественности и требовали соответствующей юридической квалификации и осуждения.
Таким образом, Международный военный трибунал в Нюрнберге был судом над людьми, развязавшими мировую войну и совершившими злодеяния, направленные против человечности. Приговор трибунала явился достойным правовым завершением победы над фашизмом. Значение Нюрнбергского процесса выходит за рамки только справедливого осуждения нацистских военных преступников, погубивших десятки миллионов человеческих жизней. Перед странами антигитлеровской коалиции, возглавившими объединенные нации, стояли задачи преодоления тлетворного влияния фашизма, осуждения агрессивной войной, борьбы за утверждение принципов гуманизма во всем мире. Документы Международного военного трибунала заложили правовые основы послевоенной системы международных отношений.
Одним из пунктов обвинения, предъявленного в Нюрнберге, было рассмотрение вопроса о военных преступлениях («Kriegsverbrecher»). Этот термин уже использовался на судебном процессе в Лейпциге против Вильгельма II и его военачальников, и потому имел место юридический прецедент (несмотря на то, что процесс в Лейпциге не был международным).
Тот факт, что процесс закончится признанием вины обвиняемых, не вызывал ни у кого сомнения, с этим было согласно не только мировое сообщество, но и большинство населения Германии ещё до судебного рассмотрения действий обвиняемой стороны. Вопрос состоял в конкретизации и квалификации степени вины обвиняемых. Вследствие этого процесс был назван процессом о главных военных преступниках (Hauptkriegsverbrecher), и суду был придан статус военного трибунала.
Поскольку процесс был первым в истории примером суда за преступления против мира и человечества, поэтому со стороны всего международного сообщества было необходимым признание его в качестве прецедента, формирующего международное право. Нюрнбергский трибунал поднял планку уважения к человеческой жизни и правам человека настолько высоко, что сами победители должны были в этой области предъявить претензии и себе. Борьба с фашизмом и открытое его осуждение вселило чувство уверенности в своих силах, породило надежду у многих народов на справедливое решение их национальных чаяний.
Однако, Нюрнбергский трибунал не мог решить всех проблем человечества, но без его решений современный мир мог выглядеть менее привлекательным для человека. Суду были преданы 24 военных преступника, входивших в число политического и военного руководства нацистской Германии. Международный трибунал в обвинительном заключении поставил вопрос о признании преступными ряда организаций, действовавших в нацистской Германии. Подсудимые обвинялись в том, что в целях установления мирового господства Германии они развязали и вели агрессивные войны, организовали и осуществили тягчайшие преступления против человечества. Правовые основы обвинения строились на том факте, что преступления совершались против основных прав человека, закрепленных в ряде международных соглашений конца XIX — первой половины XX вв., включая покушение на права человека, воплощенные в государственном суверенитете.
Процесс в Нюрнберге высветил такие глубинные проблемы современного общественного развития, как необходимость фундаментальной разработки международного уголовного права, создание сообществом государств механизма, правовой инфраструктуры, в рамках которой в принципе было бы невозможно развязать новую войну. Во второй половине ХХ в. международное сообщество пришло к выводу о том, что не только в национальном праве государств, но и в международном праве
должны быть закреплены императивные нормы защиты основных прав и свобод человека. Запрещены самым решительным образом такие преступления, как геноцид, апартеид. К числу важных международных документов, содержащих положения или нормы, относящиеся к преступным нарушениям прав человека, относятся: Принципы международного права, признанные уставом Нюрнбергского трибунала и нашедшие выражение в решении этого трибунала 1950 г.
В соответствии с этим помимо международно-правовых документов в области прав человека, закрепляющих общие обязательства государств
по их уважению и обеспечению, разработан ряд международных конвенций, содержащих конкретные нормы по пресечению или предупреждению таких международных преступлений. К ним относится Конвенция о предупреждении преступлений геноцида и наказании за него 1948 г.
Прогрессивное развитие и кодификация норм гуманитарного права привели после Второй мировой войны к принятию Женевских конвенций 1949 г., которые существенно укрепили режим защиты жертв вооруженных конфликтов. Каждая из четырех женевских конвенций специально квалифицирует тяжкие нарушения гуманитарного права. Государства- участники при этом обязуются ввести соответствующее законодательство и принять меры по наказанию виновных лиц, независимо от их национальности. Тем самым устанавливается универсальный принцип наказания за эти преступления. В соответствии с этими конвенциями
государства-участники не только имеют право, но и обязаны наказывать за их нарушения, независимо от территориального принципа или принципа гражданства лиц, их совершающих.
В 1966 г. был принят Международный пакт о гражданских и политических правах, в 1968 г. — Конвенция о не применимости сроков давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества; в 1973 г. — Международная конвенция о пресечении преступлений апартеида и наказании за него. Важная кодификационная работа по разработке новых норм гуманитарного права была проделана на Дипломатической конференции по вопросу о подтверждении и развитии международного гуманитарного права, применяемого в период вооруженных конфликтов. Она завершилась в 1977 г. принятием Дополнительных протоколов к Женевским конвенциям 1949 г.
Вполне обоснованным является включение Нюрнбергским трибуналом в категорию международных преступлений расизма. В Женеве в 1978 г. Всемирная конференция по борьбе против расизма и расовой дискриминации в своей декларации определила расизм в качестве международного преступления, ведущего к угрозе международному миру и безопасности. В этом определении подчеркивается также, что теории расового превосходства и исключительности наносят ущерб дружественным отношениям и сотрудничеству между народами, международному миру и безопасности. Во второй статье Декларации ЮНЕСКО о расе и расовых предрассудках, принятой в Париже 27 ноября 1978 г., дается развернутая характеристика этого международного преступления.
Нюрнбергский процесс имеет большое историческое значение как образец единства народов в осуждении агрессии и судебного наказания военных преступников. На нем была разоблачена антигуманная сущность нацизма, его планы и действия по физическому истреблению десятков миллионов людей, уничтожению целых народов и государств, его преступная политика и кровавая практика. Нюрнбергский трибунал положил начало формированию основ современного гуманитарного права и права безопасности, которые во многом являлись основополагающей конструкцией послевоенного мирового порядка.