Наименование: | ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 15.07.2021 г. № _34_ Об утверждении Положения о системе управления охраной труда в администрации Копорского сельского поселения Ломоносовского района Ленинградской области |
Дата: | 15.07.2021 |
Администрация
муниципального образования
Копорское сельское поселение
Ломоносовский район Ленинградской области
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15.07.2021 г. № _34_
Об утверждении Положения о системе
управления охраной труда в администрации
Копорского сельского поселения
Ломоносовского района Ленинградской области
В соответствии с Трудовым кодексом РФ, в целях обеспечения здоровых и безопасных условий труда:
- Утвердить Положение о системе управления охраной труда в администрации Копорского сельского поселения Ломоносовского района Ленинградской области согласно Приложению.
- Ответственному за охрану труда ознакомить всех работников администрации Копорского сельского поселения Ломоносовского района Ленинградской области с постановлением.
- Настоящее постановление подлежит размещению на официальном сайте Копорского сельского поселения и вступает в силу со дня его официального опубликования (обнародования).
- Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на главу администрации.
Глава администрации: Д.П. Кучинский
Приложение к
постановлению администрации
Копорского сельского поселения
Ломоносовского района
Ленинградской области
от 15.07._2021 г. № _34
ПОЛОЖЕНИЕ
о системе управления охраной труда в администрации
Копорского сельского поселения
Ломоносовского района Ленинградской области
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1.Настоящее Положение разработано в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Типовым положением о системе управления охраной труда, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 августа 2016 года № 438н, требованиями ГОСТ 12.0.230-2007. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования (введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 10.07.2007 N169-ст), ГОСТ 12.0.230.1-2015. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Руководство по применению ГОСТ 12.0.230-2007 (введен в действие Приказом Росстандарта от 09.06.2016 N601-ст).
1.2.Система управления охраной труда (далее — СУОТ) — комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда в администрации Копорского сельского поселения Ломоносовского района Ленинградской области (далее – Администрация, работодатель) и процедуры по достижению этих целей.
1.3.СУОТ представляет собой единство:
а) организационных структур управления работодателя с фиксированными обязанностями его должностных лиц;
б) процедур и порядков функционирования СУОТ, включая планирование и реализацию мероприятий по улучшению условий труда и организации работ по охране труда;
в) устанавливающей (нормативные правовые акты работодателя) и фиксирующей (журналы, акты, записи) документации.
1.4.Действие СУОТ распространяется на всей территории, во всех зданиях и сооружениях работодателя.
1.5.Требования СУОТ обязательны для всех работников, работающих у работодателя, и являются обязательными для всех лиц, находящихся на территории, в зданиях и сооружениях работодателя.
1.6.Основой организации и функционирования СУОТ является положение о СУОТ, разрабатываемое работодателем самостоятельно и утверждаемое постановлением Администрации с учетом мнения работников.
2. ПОЛИТИКА РАБОТОДАТЕЛЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА
2.1. Политика работодателя в области охраны труда (далее — Политика по охране труда) является публичной документированной декларацией работодателя о намерении и гарантированном выполнении им обязанностей по соблюдению государственных нормативных требований охраны труда и добровольно принятых на себя обязательств.
2.2. Политика по охране труда обеспечивает:
а) приоритет сохранения жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности;
б) соответствие условий труда на рабочих местах требованиям охраны труда;
в) выполнение последовательных и непрерывных мер (мероприятий) по предупреждению происшествий и случаев ухудшения состояния здоровья работников, производственного травматизма и профессиональных заболеваний, в том числе посредством управления профессиональными рисками;
г) учет индивидуальных особенностей работников, в том числе посредством проектирования рабочих мест, выбора оборудования, инструментов, сырья и материалов, средств индивидуальной и коллективной защиты, построения производственных и технологических процессов;
д) непрерывное совершенствование и повышение эффективности СУОТ;
е) обязательное привлечение работников, уполномоченных ими представительных органов к участию в управлении охраной труда и обеспечении условий труда, соответствующих требованиям охраны труда, посредством необходимого ресурсного обеспечения и поощрения такого участия;
ж) личную заинтересованность в обеспечении, насколько это возможно, безопасных условий труда;
з) выполнение иных обязанностей в области охраны труда исходя из специфики своей деятельности.
2.3. В Политике по охране труда отражаются:
а) положения о соответствии условий труда на рабочих местах работодателя требованиям охраны труда;
б) обязательства работодателя по предотвращению травматизма и ухудшения здоровья работников;
в) положения об учете специфики деятельности работодателя и вида (видов) осуществляемой им экономической деятельности, обусловливающих уровень профессиональных рисков работников;
г) порядок совершенствования функционирования СУОТ.
2.4. При определении Политики по охране труда работодатель обеспечивает совместно с работниками и (или) уполномоченными ими представительными органами предварительный анализ состояния охраны труда у работодателя и обсуждение Политики по охране труда.
2.5. Политика по охране труда должна быть доступна всем работникам, работающим у работодателя, а также иным лицам, находящимся на территории, в зданиях и сооружениях работодателя.
- ЦЕЛИ РАБОТОДАТЕЛЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА
3.1. Основные цели работодателя в области охраны труда (далее — цели) содержатся в Политике по охране труда и достигаются путем реализации работодателем процедур, предусмотренных разделом 5 настоящего Положения.
4.1.Структура системы управления охраной труда.
4.1.1.Организационно система управления охраной труда является двухуровневой.
4.1.2.Управление охраной труда на первом уровне в соответствии с имеющимися полномочиями осуществляет работодатель в лице главы Администрации.
4.1.3.Управление охраной труда на втором уровне в соответствии с имеющимися полномочиями осуществляют руководители структурных подразделений Администрации.
4.1.4. Порядок организации работы и должностные обязанности по охране труда в Администрации определяется ее Положением, Правилами внутреннего трудового распорядка, Положением об охране труда, должностными инструкциями и в соответствии с требованиями настоящего Положения.
4.2. На первом уровне устанавливаются обязанности в сфере охраны труда:
а) руководителей структурных подразделений;
б) ответственного за охрану труда в Администрации.
4.3. На втором уровне устанавливаются обязанности в сфере охраны труда:
а) работников Администрации.
- ПРОЦЕДУРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ДОСТИЖЕНИЕ ЦЕЛЕЙ РАБОТОДАТЕЛЯ
5.1. С целью организации процедуры подготовки работников по охране труда в Администрации определены:
а) требования к необходимой профессиональной компетентности по охране труда работников, ее проверке, поддержанию и развитию;
б) перечень должностей работников, проходящих подготовку по охране труда в обучающих организациях;
в) перечень должностей работников, проходящих подготовку по охране труда у работодателя;
г) перечень должностей работников, освобожденных от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте;
д) работники, ответственные за проведение инструктажа по охране труда на рабочем месте в структурных подразделениях работодателя;
е) вопросы, включаемые в программу инструктажа по охране труда;
ж) состав комиссии работодателя по проверке знаний требований охраны труда;
з) регламент работы комиссии работодателя по проверке знаний требований охраны труда;
и) перечень вопросов по охране труда, по которым работники проходят проверку знаний в комиссии работодателя;
к) порядок организации подготовки по вопросам оказания первой помощи пострадавшим в результате аварий и несчастных случаев на производстве;
л) порядок организации и проведения инструктажа по охране труда;
5.2. В ходе организации процедуры подготовки работников по охране труда учитывается необходимость подготовки работников исходя из характера и содержания выполняемых ими работ, имеющейся у них квалификации и компетентности, необходимых для безопасного выполнения своих должностных обязанностей.
5.3. С целью организации процедуры организации и проведения оценки условий труда Администрацией установлены:
а) порядок создания и функционирования комиссии по проведению специальной оценки условий труда, а также права, обязанности и ответственность ее членов;
б) особенности функционирования комиссии по проведению специальной оценки условий труда в структурных подразделений с образованием юридического лица.
в) организационный порядок проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах работодателя в части деятельности комиссии по проведению специальной оценки условий труда;
г) порядок урегулирования споров по вопросам специальной оценки условий труда;
д) порядок использования результатов специальной оценки условий труда.
5.4. С целью организации процедуры управления профессиональными рисками работодателем устанавливается порядок реализации следующих мероприятий по управлению профессиональными рисками:
а) выявление опасностей;
б) оценка уровней профессиональных рисков;
в) снижение уровней профессиональных рисков.
5.5. Идентификация опасностей, представляющих угрозу жизни и здоровью работников, и составление их перечня осуществляются работодателем с привлечением ответственного за охрану труда в Администрации, работников Администрации.
5.6. В качестве опасностей, представляющих угрозу жизни и здоровью работников, работодатель рассматривает следующие:
а) механические опасности:
опасность падения из-за потери равновесия, в том числе при спотыкании или подскальзывании, при передвижении по скользким поверхностям или мокрым полам;
опасность пореза частей тела, в том числе кромкой листа бумаги, канцелярским ножом, ножницами;
опасность травмирования, в том числе снегом и (или) льдом, упавшими с крыш зданий и сооружений;
б) опасности, связанные с воздействием тяжести и напряженности трудового процесса:
опасность перенапряжения зрительного анализатора;
в) опасности, связанные с воздействием световой среды:
опасность недостаточной освещенности в рабочей зоне.
5.7. К мерам по исключению или снижению уровней профессиональных рисков относятся:
а) исключение опасной работы (процедуры);
б) замена опасной работы (процедуры) менее опасной;
г) реализация административных методов ограничения времени воздействия опасностей на работников.
5.8. С целью организации процедуры информирования работников об условиях труда на их рабочих местах, уровнях профессиональных рисков, а также о предоставляемых им гарантиях, полагающихся компенсациях работодатель применяет такие формы информирования, как:
а) включения соответствующих положений в трудовой договор работника;
б) ознакомления работника с результатами специальной оценки условий труда на его рабочем месте;
в) проведения совещаний, круглых столов, семинаров, конференций, встреч заинтересованных сторон, переговоров;
г) размещения соответствующей информации в общедоступных местах.
д) использования информационных ресурсов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
5.9. С целью организации процедуры обеспечения оптимальных режимов труда и отдыха работников работодатель применяет следующие мероприятия по обеспечению оптимальных режимов труда и отдыха работников:
а) обеспечение рационального использования рабочего времени;
в) обеспечение перерывов для отдыха работников.
- ПЛАНИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЦЕДУР
6.1. С целью планирования мероприятий по реализации процедур работодатель устанавливает порядок подготовки, пересмотра и актуализации плана мероприятий по реализации процедур (далее — План).
6.2. Ответственный за охрану труда в Администрации, до 15 февраля предоставляет План на утверждение главе Администрации.
6.3. В Плане отражаются:
а) общий перечень мероприятий, проводимых при реализации процедур.
б) общий перечень мероприятий, проводимых при реализации процедур;
в) ожидаемый результат по каждому мероприятию, проводимому при реализации процедур;
г) сроки реализации по каждому мероприятию, проводимому при реализации процедур;
д) ответственные лица за реализацию мероприятий, проводимых при реализации процедур, на каждом уровне управления;
е) источник финансирования мероприятий, проводимых при реализации процедур.
- КОНТРОЛЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СУОТ И МОНИТОРИНГ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЦЕДУР
7.1. С целью организации контроля функционирования СУОТ и мониторинга реализации процедур работодатель определяет порядок реализации мероприятий, обеспечивающих:
а) оценку соответствия состояния условий и охраны труда требованиям охраны труда, подлежащим выполнению;
б) получение информации для определения результативности и эффективности процедур;
в) получение данных, составляющих основу для принятия решений по совершенствованию СУОТ.
7.2. К основным видам контроля функционирования СУОТ работодателя и мониторинга реализации процедур относятся:
а) контроль состояния рабочего места, применяемого оборудования, инструментов, сырья, материалов, выявления профессиональных рисков, а также реализации иных мероприятий по охране труда, осуществляемых постоянно, мониторинг показателей реализации процедур;
б) контроль выполнения процессов, имеющих периодический характер выполнения: оценка условий труда работников, подготовка по охране труда;
в) учет и анализ несчастных случаев, профессиональных заболеваний, а также изменений требований охраны труда, подлежащих выполнению;
г) контроль эффективности функционирования СУОТ в целом.
7.3. Для повышения эффективности контроля функционирования СУОТ и мониторинга показателей реализации процедур на каждом уровне управления работодатель вводит ступенчатые формы контроля функционирования СУОТ и мониторинга показателей реализации процедур, а также предусматривает возможность осуществления общественного контроля функционирования СУОТ и мониторинга показателей реализации процедур.
7.4. В случаях, когда в ходе проведения контроля функционирования СУОТ и мониторинга реализации процедур выявляется необходимость предотвращения причин невыполнения каких-либо требований, и, как следствие, возможного повторения аварий, несчастных случаев, профессиональных заболеваний, незамедлительно осуществляются корректирующие действия.
- ПЛАНИРОВАНИЕ УЛУЧШЕНИЙ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СУОТ
8.1. С целью организации планирования улучшения функционирования СУОТ работодатель устанавливает зависимость улучшения функционирования СУОТ от результатов контроля функционирования СУОТ и мониторинга реализации процедур, а также обязательность учета результатов расследований аварий, несчастных случаев, профессиональных заболеваний, результатов контрольно-надзорных мероприятий органов государственной власти, предложений работников и (или) уполномоченных ими представительных органов.
8.2. При планировании улучшения функционирования СУОТ работодатель проводит анализ эффективности функционирования СУОТ, предусматривающий оценку следующих показателей:
а) степень достижения целей работодателя в области охраны труда;
б) способность СУОТ обеспечивать выполнение обязанностей работодателя, отраженных в Политике по охране труда;
в) эффективность действий, намеченных работодателем на всех уровнях управления по результатам предыдущего анализа эффективности функционирования СУОТ;
г) необходимость изменения СУОТ, включая корректировку целей в области охраны труда, перераспределение обязанностей должностных лиц работодателя в области охраны труда, перераспределение ресурсов работодателя;
д) необходимость обеспечения своевременной подготовки тех работников, которых затронут решения об изменении СУОТ;
е) необходимость изменения критериев оценки эффективности функционирования СУОТ.
- РЕАГИРОВАНИЕ НА АВАРИИ, НЕСЧАСТНЫЕ СЛУЧАИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ
9.1. С целью обеспечения и поддержания безопасных условий труда, недопущения случаев производственного травматизма и профессиональной заболеваемости работодатель устанавливает порядок выявления потенциально возможных аварий, порядок действий в случае их возникновения.
9.2. При установлении порядка действий при возникновении аварии работодателем учитываются существующие и разрабатываемые планы реагирования на аварии и ликвидации их последствий, а также необходимость гарантировать в случае аварии:
а) защиту людей, находящихся в рабочей зоне, при возникновении аварии посредством использования внутренней системы связи и координации действий по ликвидации последствий аварии;
б) возможность работников остановить работу и/или незамедлительно покинуть рабочее место и направиться в безопасное место;
в) невозобновление работы в условиях аварии;
г) предоставление информации об аварии соответствующим компетентным органам, службам и подразделениям по ликвидации аварийных и чрезвычайных ситуаций, надежной связи работодателя с ними;
д) оказание первой помощи пострадавшим в результате аварий и несчастных случаев на производстве и при необходимости вызов скорой медицинской помощи (или оказание первой помощи при наличии у работодателя здравпункта), выполнение противопожарных мероприятий и эвакуации всех людей, находящихся в рабочей зоне;
е) подготовку работников для реализации мер по предупреждению аварий, обеспечению готовности к ним и к ликвидации их последствий, включая проведение регулярных тренировок в условиях, приближенных к реальным авариям.
9.3. С целью своевременного определения и понимания причин возникновения аварий, несчастных случаев и профессиональных заболеваниях работодатель устанавливает порядок расследования аварий, несчастных случаев и профессиональных заболеваний, а также оформления отчетных документов в соответствии с Трудовым Кодексом РФ и Положением об охране труда.
9.4. Результаты реагирования на аварии, несчастные случаи и профессиональные заболевания оформляются работодателем в форме акта с указанием корректирующих мероприятий по устранению причин, повлекших их возникновение.
- УПРАВЛЕНИЕ ДОКУМЕНТАМИ СУОТ
10.1. С целью организации управления документами СУОТ работодатель определяет формы и рекомендации по оформлению нормативных правовых актов и иных документов, содержащих структуру системы, обязанности и ответственность в сфере охраны труда для каждого структурного подразделения работодателя и конкретного исполнителя, процессы обеспечения охраны труда и контроля, необходимые связи между структурными подразделениями работодателя, обеспечивающие функционирование СУОТ.
10.2. Лица, ответственные за разработку и утверждение документов СУОТ, определяются работодателем на всех уровнях управления. Порядок разработки, согласования, утверждения и пересмотра документов СУОТ, сроки их хранения устанавливаются работодателем в инструкции по делопроизводству.
10.3. В качестве особого вида документов СУОТ, которые не подлежат пересмотру, актуализации, обновлению и изменению, определяются контрольно-учетные документы СУОТ (записи), включая:
а) акты и иные записи данных, вытекающие из осуществления СУОТ;
б) журналы учета и акты записей данных об авариях, несчастных случаях, профессиональных заболеваниях;
в) записи данных о воздействиях вредных (опасных) факторов производственной среды и трудового процесса на работников и наблюдении за условиями труда и за состоянием здоровья работников;
г) результаты контроля функционирования СУОТ.