Внесены изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации
Статьей 207.3 УК РФ установлена уголовная ответственность за публичное распространение под видом достоверных сообщений заведомо ложной информации, содержащей данные об исполнении российскими государственными органами своих полномочий за пределами территории РФ в целях защиты ее интересов, поддержания международного мира и безопасности.
Теперь статья 207.3 имеет наименование «Публичное распространение заведомо ложной информации об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации, исполнении государственными органами Российской Федерации своих полномочий».
Также введена уголовная ответственность за публичные действия, направленные на дискредитацию исполнения государственными органами РФ своих полномочий за пределами ее территории в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности.
Федеральный закон вступил в силу 05.04.2022.
Проведение отдельных следственных действий с использованием систем видео-конференц-связи.
В Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (далее – УПК РФ) внесены дополнения, касающиеся возможности проведения допроса, очной ставки и опознания с использованием систем видео-конференц-связи (далее — ВКС).
Нововведенная ст. 1891 УПК РФ наделяет следователей и дознавателей правом проводить вышеупомянутые следственные действия путем применения систем ВКС, при наличии технической возможности и с соблюдением общих правил проведения допроса, очной ставки, освидетельствования. Так, вышеуказанной статьей устанавливается обязательность применения видеозаписи при проведении вышеупомянутых следственных действий, недопустимость их проведения в случае возможности разглашения государственной тайны, либо данных о лице, в отношении которого приняты меры безопасности и т.д.
Таким образом, ст. 1891 УПК РФ призвана обеспечить защиту населения при проведении уполномоченными органами следственных действий в условиях пандемии COVID-19, помочь в соблюдении процессуальных сроков, а также сократить расходы государства на проведение таких действий.
Порядок помещения лиц, содержащихся под стражей, в психиатрический стационар
Федеральными законами от 30.12.2021 № 491-ФЗ и № 500-ФЗ в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Закон Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» внесены изменения, уточняющие порядок помещения и продления срока нахождения лиц, содержащихся под стражей, в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях.
Указанные решения принимает только суд по результатам судебно-психиатрической экспертизы с указанием срока, на который лицо помещается в такую организацию, и типа медицинской организации, соответствующего характеру и степени психического расстройства. Данные решения подлежат немедленному исполнению. При этом они могут быть обжалованы в апелляционном и в кассационном порядке.
Первоначально установленный срок помещения в стационар не может превышать 6 месяцев. В дальнейшем он может быть неоднократно продлен, но только в рамках предельного срока содержания под стражей.
Суд уполномочен устанавливать в отношении лица, помещенного в стационар, запреты на совершение отдельных действий: общение с определенными лицами, отправление и получение почтово-телеграфных отправлений, использование средств связи и сети «Интернет». Контроль за соблюдением данных запретов осуществляется администрацией медицинской организации.
Лицо, помещенное в стационар, не реже одного раза в месяц подлежит обязательному психиатрическому освидетельствованию комиссией врачей-психиатров, которая определяет состояние его здоровья и возможность проведения с ним процессуальных действий. Заключение о результатах обследования направляется орган предварительного расследования, суд, в производстве которых находится уголовное дело, в том числе для решения вопроса о необходимости дальнейшего пребывания лица, помещенного в стационар, в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь.
С 1 сентября 2022 года устанавливается порядок прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности
Приказом Минздрава России от 20.05.2022 № 342н утвержден Порядок прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, его периодичности, а также видов деятельности, при осуществлении которых проводится психиатрическое освидетельствование, который зарегистрирован в Минюсте России 30.05.2022 № 68626 и действует с 1 сентября 2022 года.
Согласно данному Порядку, освидетельствование проводится врачебной комиссией, создаваемой для проведения психиатрического освидетельствования в медицинской организации, имеющей лицензию на осуществление медицинской деятельности с указанием работ (услуг) по психиатрическому освидетельствованию.
Освидетельствование проводится в обязательном порядке на основании выданного работодателем (его уполномоченным представителем) направления и с учетом заключений, выданных по результатам обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных статьей 220 Трудового кодекса РФ (при их наличии).
По результатам заключение выдается работнику и направляется работодателю.
В приложении указаны виды деятельности, при осуществлении которых проводится освидетельствование (всего 17 видов, такие как, управление транспортом, производством, транспортировкой, хранением и применением взрывчатых материалов и веществ, проведением аварийно-спасательных работ, педагогической деятельностью и деятельностью в сфере электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и др.).
Приказ действует до 1 сентября 2028 г.
Об изменениях в Федеральный закон «Об оружии»
С 29 июня 2022 года вступают в силу ряд изменений, внесенных Федеральным законом от 28.06.2021 № 231-ФЗ в Федеральный закон «Об оружии» и отдельные законодательные акты Российской Федерации.
Так, новыми положениями повышен минимальный возраст, дающий право на приобретение гражданского огнестрельного оружия ограниченного поражения, охотничьего оружия, огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны с 18 лет до 21 года.
Исключением являются: лица, прошедшие либо проходящие военную службу; граждане, проходящие службу в государственных военизированных организациях и имеющие воинские звания либо специальные звания или классные чины юстиции, граждане Российской Федерации, относящиеся к коренным малочисленным народам Российской Федерации, ведущие традиционный образ жизни, осуществляющие традиционное хозяйствование и занимающиеся традиционными промыслами в местах традиционного проживания, а также граждане, занимающиеся профессиональной деятельностью, связанной с охотой, и работники юридических лиц с особыми уставными задачами. Указанные лица имеют право приобретать охотничье оружие по достижении возраста 18 лет.
Право на приобретение газового оружия, спортивного оружия, охотничьего огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия и охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия с нарезным стволом для занятий спортом, сигнального оружия, холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с национальными костюмами народов Российской Федерации или казачьей формой, будут иметь граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет.
Гражданам Российской Федерации, получившим лицензию на приобретение гражданского огнестрельного длинноствольного оружия, до истечения первых двух лет владения таким оружием не разрешается приобретать в целях самообороны или охоты огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие, имеющее более двух стволов или магазин (барабан).
Вводятся дополнительные основания для отказа в выдаче лицензии на приобретение, экспонирование или коллекционирование оружия. Отказ получат граждане:
— имеющие снятую или погашенную судимость за тяжкое или особо тяжкое преступление, а также за умышленное преступление средней тяжести, совершенное с применением (использованием) оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных или имитирующих их устройств, специально изготовленных технических средств, наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых и радиоактивных веществ, лекарственных и иных химико-фармакологических препаратов;
— имеющие снятую или погашенную судимость за умышленное преступление, связанное с незаконным оборотом оружия;
— имеющие снятую или погашенную судимость за преступление террористического характера и (или) экстремистской направленности, а также за преступление, совершенное в целях пропаганды, оправдания и поддержки терроризма;
— имеющие снятую или погашенную судимость за умышленное преступление, совершенное с применением насилия в отношении несовершеннолетнего (несовершеннолетней);
— два и более раза осужденные за совершение преступления;
— привлеченные к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусматривающего административный арест в качестве одного из видов административного наказания, а также привлеченным к административной ответственности за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, за управление транспортным средством в состоянии опьянения либо передачу управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения, — до истечения одного года со дня окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.
Специальные виды освобождения от наказания несовершеннолетних
Помимо случаев освобождения от наказания за совершение преступления, указанных в главе 12 УК РФ, для несовершеннолетних существуют специальные виды такого освобождения, которые закреплены в статье 92 УК РФ — это освобождение с применением принудительных мер воспитательного воздействия и с помещением в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа.
Также частью 2 статьи 90 УК РФ предусмотрены следующие принудительные меры воспитательного воздействия: предупреждение; передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа; возложение обязанности загладить причиненный вред; ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.
Помещение в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа применяется как принудительная мера воспитательного воздействия в целях исправления несовершеннолетнего, нуждающегося в особых условиях воспитания, обучения и требующего специального педагогического подхода.
Вопрос о направлении несовершеннолетнего осужденного в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа может быть решен судом лишь при наличии медицинского заключения о возможности его пребывания в таком учреждении.
Определяемый срок действия принудительной меры воспитательного воздействия не зависит от срока наказания, предусмотренного санкцией статьи УК РФ, по которой квалифицировано деяние несовершеннолетнего. При этом в соответствии с положениями части 2 статьи 92 УК РФ несовершеннолетний может быть помещен в указанное учреждение только до достижения им 18 лет и не более чем на 3 года.
Суд вправе восстановить срок пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа, пропущенный в результате уклонения его от пребывания в указанном учреждении, а также продлить срок пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа по истечении срока, установленного судом, в случае, если судом будет признано, что несовершеннолетний нуждается в дальнейшем применении данной меры. При необходимости завершения освоения несовершеннолетним соответствующих образовательных программ или профессионального обучения продление срока пребывания его в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа допускается только по ходатайству несовершеннолетнего.
Оба вида освобождения несовершеннолетнего от наказания в соответствии со статьей 92 УК РФ являются безусловными, т.е. такое освобождение в последующем не может быть отменено. В соответствии с частью 2 статьи 86 УК РФ несовершеннолетний, освобожденный от наказания по статье 92 УК РФ, считается несудимым.
Конституционный Суд РФ обязал законодателя устранить неопределенность в вопросе исчисления сроков давности привлечения к административной ответственности
Постановлением Конституционного Суда РФ от 17.05.2022 № 19-П «По делу о проверке конституционности части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой гражданки О.А. Мельниковой» Конституционный Суд РФ обязал законодателя устранить неопределенность в вопросе исчисления сроков давности привлечения к административной ответственности.
Так, не соответствующей статьям Конституции РФ признана часть 1 статьи 4.5 КоАП РФ в той мере, в какой неопределенность ее нормативного содержания порождает неоднозначное решение вопроса о дне, начиная с которого должен исчисляться срок давности привлечения к административной ответственности за совершение перечисленных в ней административных правонарушений. Указанная неоднозначность допускает произвольное определение в качестве такого дня как дня совершения административного правонарушения, так и дня, следующего за днем совершения административного правонарушения.
Конституционный Суд отметил, что в КоАП РФ не содержится нормативных оснований для применения установленных Верховным Судом РФ подходов к определению начала исчисления срока давности привлечения к административной ответственности в зависимости от категории административного правонарушения (оконченное или длящееся) или его объективной стороны (действие или бездействие), что не может не оказывать негативного влияния на решение этого вопроса при рассмотрении судами дел об административных правонарушениях.
В соответствии с данным постановлением Федеральному законодателю надлежит незамедлительно принять меры по устранению выявленной неопределенности.
Впредь до внесения в законодательство об административных правонарушениях соответствующих изменений исчисление срока давности привлечения к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ должно осуществляться начиная со дня совершения административного правонарушения.
Об ответственности за распространение информации, наносящей вред здоровью детей
В сети Интернет, которая также доступна детям, есть множество информации, которая может навредить их неокрепшей психике.
Обратившись к пункту 2 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», становится ясно, что к информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация:
1) побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству, либо жизни и (или) здоровью иных лиц, либо направленная на склонение или иное вовлечение детей в совершение таких действий;
2) способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, никотинсодержащую продукцию, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;
3) обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
3.1) содержащая изображение или описание сексуального насилия;
4) отрицающая семейные ценности, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;
5) оправдывающая противоправное поведение;
6) содержащая нецензурную брань;
7) содержащая информацию порнографического характера;
8) о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), включая фамилии, имена, отчества, фото- и видеоизображения такого несовершеннолетнего, его родителей и иных законных представителей, дату рождения такого несовершеннолетнего, аудиозапись его голоса, место его жительства или место временного пребывания, место его учебы или работы, иную информацию, позволяющую прямо или косвенно установить личность такого несовершеннолетнего.
Административная ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию предусмотрена статьей 6.17 КоАП РФ.
В частности, пунктом первым указанной статьи предусмотрена ответственность за нарушение установленных требований распространения среди детей информационной продукции, содержащей информацию, причиняющую вред их здоровью и (или) развитию, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
Данное правонарушение влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Неприменение лицом, организующим доступ к распространяемой посредством информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сети «Интернет») информации в местах, доступных для детей, административных и организационных мер, технических, программно-аппаратных средств защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Размещение в информационной продукции для детей, включая информационную продукцию, размещаемую в информационно-телекоммуникационных сетях (в том числе в сети «Интернет»), объявления о привлечении детей к участию в создании информационной продукции, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до полутора тысяч рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Внесены изменения в Уголовно-процессуальный кодекс, регламентирующие особенности допроса несовершеннолетних потерпевших и свидетелей
Федеральным законом от 06.03.2022 № 38-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 280 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» внесены изменения в статью 280 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, которая регулирует особенности допроса несовершеннолетнего потерпевшего и свидетеля.
Изменения коснулись перечня участников допроса несовершеннолетних потерпевших и свидетелей, времени допроса несовершеннолетних свидетелей и потерпевших.
Так, прежней редакцией части 1 статьи 280 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации предусматривалось обязательное участие педагога при проведении допроса потерпевших и свидетелей в возрасте до четырнадцати лет, а по усмотрению суда и в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет.
С 17.03.2022 вместо педагога к допросу может быть привлечен психолог. При этом увеличены возрастные границы обязательного участия педагога или психолога в допросе несовершеннолетних с четырнадцати до 16 лет (по усмотрению суда – с 16 до восемнадцати лет).
Регламентировано время непрерывного допроса несовершеннолетних потерпевших и свидетелей.
Так, допрос с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля в возрасте до семи лет не может продолжаться без перерыва более 30 минут, а в общей сложности – более одного часа, в возрасте от семи до четырнадцати лет – более одного часа, а в общей сложности – более двух часов, в возрасте старше четырнадцати лет – более двух часов, а в общей сложности – более четырех часов в день.
Определен перечень иностранных юридических лиц, в отношении которых применяются специальные экономические меры
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 03.05.2022 № 252 «О применении ответных специальных экономических мер в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций» Правительством Российской Федерации 11.05.2022 постановлением № 851:
— утвержден перечень юридических лиц, в отношении которых применяются специальные экономические меры (включает 31 иностранную организацию),
— установлен запрет на совершение с юридическими лицами, физическими лицами и находящимися под их контролем организациями, в отношении которых применяются специальные экономические меры, сделок, исполнение перед такими лицами обязательств по совершенным сделкам, если такие обязательства не исполнены или исполнены не в полном объеме, а также на осуществление финансовых операций, выгодоприобретателями по которым являются лица, находящиеся под санкциями,
— определены дополнительные критерии отнесения сделок к сделкам, совершение которых и исполнение обязательств по которым запрещаются (к дополнительным критериям отнесены сделки, совершаемые в пользу лиц, находящихся под санкциями, сделки, предусматривающие заход в порты Российской Федерации судов, принадлежащих и (или) зафрахтованных лицами, находящимися под санкциями, в их интересе или по их поручению, сделки, предусматривающие совершение платежей, операций с ценными бумагами с участием и (или) в пользу лиц, находящихся под санкциями)
Постановление вступило в силу 11.05.2022.
Прокуратура Ломоносовского района